ПОЧЕМУ УСЛУГИ «ЦИФРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» ВСЕ ЕЩЕ НЕДОСТУПНЫ СТАРИКАМ?

Как известно, на протяжении многих лет государство создает условия для перевода государственных услуг в электронную сферу. В России программа с условным наименованием «электронное правительство» функционирует с 2009 года. Это явление – само по себе правильное и естественное, отвечающее вызовам и требованиям времени. Однако вместе с ним происходит перестройка инфраструктуры оказания услуг, которая не всегда и не всем категориям населения нравится. По стечению обстоятельств от этого страдает категория, которая в наибольшей степени нуждается в государственных услугах и в наибольшей степени зависит от них. Речь идет о пенсионерах и шире, лицах пожилого и предпенсионного возраста. В Дагестане эта проблема особенно актуальна, так как в отличие от других регионов у нас раньше не проводилось систематической работы по повышению цифровой грамотности населения. Мы беседуем с социологом Мурадом Атаевым, который при государственной поддержке реализует программу по адаптации стариков к реализации программы цифроизации государственных услуг.

 

- Мурад Махачевич, каким Вы видите решение проблемы цифроизации взаимодействия государства и пенсионеров? Ведь не секрет, что сегодня в этом отношении просто тупик: государство хотело бы перевести общение с пенсионерами в электронный формат, но не может просто потому, что пенсионеры к этому не готовы…

- Жизнь нынешних пенсионеров началась, шла и подошла к пенсии еще до того, как государство объявило своей целью цифровизацию государственных услуг. Эти люди были бы рады, я думаю, оплачивать коммунальные услуги, получать различные справки и услуги через интернет. Но они банально не умеют им пользоваться.

Даже в 40 или 50 лет трудно менять психологию, трудно привыкнуть к мысли, что оплатить коммуналку через терминал или по сети это так же надежно, как и лично в руки кассиру. А тем более трудно начать меняться в 50 или 70 лет. Вот именно эта особенность возрастной психологии затрудняет развитие цифровизации государственных услуг для лиц пожилого возраста.

Сегодня имеется разрыв доступа к информации к сети Internet между поколениями. Президент РФ Владимир Путин подписал в 2017 году  указ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» целью которой является создание условий для формирования в России общества знаний. Сегодня необходимо провести  комплекс организационных, методических, информационно-просветительских и иных мероприятий, направленных на ликвидацию цифрового неравенства в регионе. Отметим что к концу 2016 года проникновение Интернета среди молодежи 18-24-летних и 25-34-летних достигло максимального значения (99%), а численность пользователей в данных возрастных группах достигло своего максимального значения. В то же время люди старшего возраста, пожилые инвалиды в сети Интернет представлены слабо, хотя нуждаются в эффективных и скоростных информационных ресурсах для своего развития и защиты своих прав и интересов.

Проект центр «Тарих XXI век» № 17-1-006761 «Цифровое равенство: разный возраст равные возможности» стал победителем  в первом конкурсе 2017 г. на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Проект направлен на получение старшим поколением навыков и умений цифровой грамотности по целому спектру жизненных вопросов, что предоставит возможность таким людям ощущать себя нужными, полноценными и конкурентными членами современного общества. Привлечение молодежи и волонтеров к проведению мероприятий будет содействию общения пожилых с молодежью, приобщению её к духовному опыту старшего поколения. Особенность проекта – привлечение молодого поколения к работе с пожилыми гражданами, что позволит развить добровольчество в решении социальных проблем местных сообществ, возрождения и поддержания общения внутри семьи, семейных ценностей и традиций.

Наш проект призван  помочь  людям «третьего возраста» вырваться из плена стереотипов, вновь ощутить себя нужными для общества, найти единомышленников и занятия по душе. Но что если пожилой человек думает, что ему поздно осваивать компьютерную грамотность? Решить эту проблему позволяют бесплатные учебные программы. Так, будет бесплатно проходить подбор и обучение граждан работы в интернет. Включены дистанционные образовательные технологии, системы профессионального самоопределения и построения индивидуальных образовательных маршрутов, элементы сетевого взаимодействия участников. Для целевой аудитории в рамках проекта будут создаваться и распространяться экспертные и практические материалы на темы, связанные с поиском и сохранением работы, способах реализации своих социальных и экономических прав, просвещением в области интернет потребления, возможностями для выхода из трудной жизненной ситуации.

Сегодня именно объективные причины, а не субъективная неготовность старших поколений воспринять цифроизацию услуг и являются главной помехой на пути появления эффективного инструментария для общения государства и пенсионера. Наши исследования показывают: и научить, и преодолеть психологическую неготовность можно. В принципе, уже сейчас можно подобрать и какой-то инструментарий позволяющий лицам старшего возраста  взаимодействовать с государством. Но это процесс, основанный на доверии, основанный на ответственности за то, чтобы такое взаимодействие принесло не вред, а пользу. По сути дела, учить пенсионеров цифровому общению с государством – это особая форма социальных услуг, которая должна контролироваться и координироваться государством. А, возможно, сама должна быть одной из государственных услуг.

- Перед нашим интервью мы, по Вашему совету, были ГЕРЦ. Действительно, как Вы и сказали, старики толпятся в очередях у касс. А среднее поколение чаще платит через терминалы. Наверное, более молодые платят и через интернет – но мы этого, естественно, не видели.

- Это просто показательный пример, который демонстрирует неготовность нашего общества к переводу в цифровую форму взаимодействия государства и старших категорий граждан.

Объективно говоря, такая проблема есть во всех регионах России, но каждый регион пытается решать его по своему. Единого рецепта для всех нет, единого инструмента, типа государственной программы, тоже нет. Некоторый инструментарий, например работа бригад МФЦ на выезде есть повсеместно, но повторю, это не решает проблему в целом.

Тут не достаточно даже просто убедить и показать ветеранам, как пользоваться государственными услугами. Всегда существует масса объективных препятствий. От пресловутой небезопасности интернета, что особенно чувствительно для стариков, до, высокой стоимости компьютерной и мобильной техники, а также высокой стоимости интернет-трафика, который надо постоянно оплачивать из скромных доходов пенсионера.

Я общаюсь с коллегами в других регионах. Практически повсеместно есть попытки преодолеть отчуждение пенсионеров от программы «цифровое правительство». И всегда и везде эти попытки поддерживает государство. Или областное правительство, или пенсионный фонд, или меценаты из бизнеса. У нас в регионе такого понимания нет.

В то же время мы понимаем, что программа перевода в цифровую плоскость общения государства и гражданина обратного хода не имеет. Она будет только развиваться. И чем дальше, тем больше государство будет тяготиться сохранение традиционных форм общения, всех этих чиновников и контор, которые сегодня еще являются посредниками.

Сейчас на очереди перевод в цифровую плоскость самой важной сферы – медицины. А это уже критическая сфера, связанная со здоровьем и иногда – с жизнью. Сейчас готовится необходимая законодательная база и через какое-то время прием у врача будет проходить по сайту или какой-либо специальной программе. И если мы сейчас не убедим пенсионеров, что получать услуги по интернету это нормальной, то не поставим ли мы их жизнь и здоровье в еще более трудное положение?

- А может ли программа цифроизации населения старших возрастов быть самодостаточной, а не зависеть от вливаний государства?

- Это сложный вопрос. Теоретически, когда-нибудь, да. Но сейчас идет этап становления, этап экспериментов, этап поиска наиболее эффективного пути становления цифроизации отношений старшего поколения и государства. И этот этап требует определенной поддержки государства. Однако эта поддержка сразу, практически с первого дня будет приносить государству дивиденды в виде снижения нагрузки на другие, нецифровые и не электронные каналы общения пенсионеров и государства.

Вот, представьте. Мы в ближайшем будущем открываем специальную «горячую линию» для лиц пенсионного возраста, которые сталкиваются с той или иной компьютерной проблемой. Специалист сможет популярно объяснить или. При необходимости даже выехать на дом. Для нас, уверенно пользующихся компьютером эта звучит как архаика, страшный регресс. Но проблема в том, что проконсультировать стариков через интернет невозможно –  они как раз и не могут  пользоваться интернетом. А вот телефонное общение для них удобный и привычный канал общения и связи. Начиная работу «горячей линии» мы не уверены, что это правильно, что этот инструментарий приживется.

Для нас, общественной организации, это – чистые расходы, без доходов и надо, чтобы государство помогло бы в этом социально-значимом эксперименте.

- А каких-то готовых, уже отработанных рецептов решения проблемы цифроизации отношений старшего поколения и государства не существует?

- Вот именно.

- Тогда успехов Вам в Вашей работе и спасибо за интервью! Будем с интересом следить за Вашими успехами. До свидания.

- Спасибо, до свидания!